В принципе, байк супермотард представляет собой одноцилиндровый мотоцикл двойного назначения, который сделан на основе кроссового мотоцикла или жесткого эндуро, на который установлены спортивные шины для дорог с твердым покрытием. У 99% всех дорожных версий спортбайков диаметр колеса является стандартным — 17 дюймов (432 мм).
У мотоциклов супермотард диаметр колес составляет те же 17 дюймов, так как любой другой диаметр существенно уменьшает выбор модификаций шин. Однако, в последнее время на мотогонках Гран-при появилась мода ставить на задние колеса покрышки диаметром 16,5 дюйма (419 мм). Поэтому, не исключено, что вскоре такие же колеса появятся и на моделях супермотард.
Если вам нужен супермотард, но у вас не слишком много денег, то, может быть, тогда лучшим выбором будет уже «переделанный» двухтактный кроссовый мотоцикл. Однако, нужно помнить, что переделанные в супермотард кроссовые аппараты требуют очень частого и глубокого ТО. Пускай, двигатель супермотарда и не будет испытывать таких нагрузок, как в мотокроссе, но все равно придется достаточно регулярно менять поршневые кольца и т.д. Естественно, не так часто как в мотокроссе: например, инструкция изготовителя предписывает каждые 7,5 часов гонок заменять у Хонды CR500 свечу зажигания, чистить головку цилиндра, что удобно, так как одновременно с этим нужно менять поршень с кольцами.
Тем не менее, если вы хотите, чтобы у вашего байка все было совсем «тип-топ», то вам нужно быть или очень богатым, или иметь щедрого спонора. Ну, или быть очень толковым механиком. Да, и если ваш выбор — двухтактный двигатель, то придется использовать дорогущую чистую «синтетику» для двухтактных гоночных байков (не просто синтетическое масло для двухтактных дорожных версий, которое существенно дешевле). Цены на такое масло начинаются от 12 фунтов стерлингов за литр.
Превосходными основами для строительства супермотардов являются модели Хонды серии CR и кроссовые мотоциклы семейства Кавасаки КХ.
Если вы не особо стеснены в средствах, и при этом не являетесь самым лучшим механиком на планете, то имеет смысл остановить выбор на четырехтактном супермотарде. Пожалуй, новичкам, помимо всего прочего, будет еще и проще управлять четырехтактным мотоциклом. Особенно, если нет серьезного опыта езды на внедорожных мотоциклах.
Когда говорят о четырехтактных супермотардах, то обычно подразумевают трех основных производителей готовых супермотардов и один очень популярный для переделок мотоцикл. Из «заводских» моделей можно отметить следующие: ССМ — 604е и новый мотоцикл R30 (первая модель ССМ более похожа на дорожный байк, чем на гоночный супермотард); модели КТМ 640LC4-E (с электрическим стартером), 620 SC (с ножным стартером и рассчитанную предназначенную для профессиональных гонок) и байк 640 Duke II (представляющий наиболее практичный выбор для дорожного использования); Husqvarna SM610S с электрическим стартером (хотя многие жалуются на небольшие сбои в работе карбюратора, устранить которые можно, только заменив карбюратор целиком) и модель SM610R с ножным стартером, которая очень популярна среди гонщиков. Модель SM610R, которая сменил мотоцикл SM570R.
Если вам интересно собрать оригинальный супермотард «под себя», то имеет смысл знать, что чаще всего для переделки в супермотард выбирают четырехтактную машину Хонды XR650 (таких переделок весьма много в Великобритании, и они с успехом участвуют в гонках). Хотя популярностью пользуются и байки Ямахи, например, YZ426F и WR400F.
Встречаются и экзотческие модели супермотард. Например, просто восхитетельный байк Husky NOX, или превосходные машины VOR — 450/500 SM и Supermotard R Competition. Нельзя не упомянуть модели Husaberg – FS 400e, FS 650e, FS 400c, FS 650c; Gas Gas — SM125, SM250 и FSE 400 и несколько необычно выглядящие мотоциклы фирмы Vertemati — S 501 (с «ножным» стартером) и SE 501.
Не оставлены без внимания и новички, хотя в Великобритании существуют определенные ограничения для начинающих водителей. И эти ограничения распространяются на все мотоциклы: и на такие как Husquarna SM125, и на Derbi Supermotard с двигателем 50 куб. см.